Замість передмови
О.О. Сопільняк, 1903 р.н., уродженець Полтавської області. З 1937 р. по 1941 р. та з листопада 1945 р. по грудень 1949 р. – начальник Краснопільського райвідділення НКВС (НКДБ, МДБ). На час допиту, як свідка, інспектор відділу кадрів і спецроботи Сумської меблевої фабрики.
За поданням Головного військпрокурора УРСР від 8 лютого 1957 р. військколегія Верховного Суду УРСР 23 квітня 1957 р. відзначила, що „со времени совершения Сопильняком преступления прошло свыше 18 лет”, і прийняла рішення про передачу матеріалів щодо фальсифікації ним слідчих справ до партійних органів. (Сопільняк особисто ініціював арешт 17 педагогічних працівників, причому на 11 осіб [5 директорів шкіл і 6 вчителів] очолюване ним райвідділення НКВС не мало будь-яких компрометуючих матеріалів. До всіх заарештованих трійкою при Харківському облуправлінні НКВС була застосована ВМП. [ДАСО, ф.П-1, оп. 1, спр. 324, арк. 237] ).
7 червня 1957 р. бюро Сумського обкому КПУ прийняло постанову: „Беручи до уваги активну участь О.О. Сопільняка у Вітчизняній війні, визнання ним своєї провини, залишити його членом КПРС, а за порушення соціалістичної законності… оголосити сувору догану із занесенням до облікової картки”. (Там само, ф.П-4, оп. 1, спр. 1784, арк. 79, 80). Рішенням парткомісії при ЦК КПУ від 24 грудня 1958 р. Сопільняк… виключений з рядів КПРС. Це рішення затверджене 23 січня 1959 р. ЦК КПРС.
***
№ 66
З ПРОТОКОЛУ ДОПИТУ КОЛИШНЬОГО НАЧАЛЬНИКА КРАСНОПІЛЬСЬКОГО РАЙВІДДІЛЕННЯ НКВС О.О. СОПІЛЬНЯКА [68]
9, 10 травня 1956 р.
[…]*
В о п р о с : Краснопольский райотдел** НКВД располагал какими-либо материалами о существовании в Краснопольском районе антисоветской повстанческой организации?
О т в е т : Райотдел НКВД имел негласные материалы о наличии в районе антисоветской группировки из числа учителей, которые, насколько я сейчас помню, были недовольны существующим строем в Советском Союзе. Какие они ставили задачи перед собой, я не помню. Из-за давности прошедшего времени я затрудняюсь назвать учителей, на которых в РО НКВД имелся негласный материал.
В о п р о с : Какими компрометирующими материалами располагал райотдел НКВД на бывшего председателя сельсовета села В. Бобрик Дудикова Дмитрия Николаевича, ветработников с. В. Сыроватка [тепер Сумського району] Криштопа Юрия Иосифовича, Вишню Феофана Федоровича и учителя Хмелевской школы Андрухова Петра Прокофьевича [69]?
О т в е т : Помню, что на Криштопа издавна были какие-то негласные компрометирующие материалы. В отношении же остальных вышеупомянутых лиц я не могу вспомнить, чтобы на них в распоряжении РО НКВД имелись какие-либо компрометирующие материалы.
В о п р о с : Кем был представлен материал в райком партии на Дудикова Дмитрия Николаевича об исключении его из членов партии?
О т в е т : Кто информировал райком партии, я не помню. Однако Дудиков Дмитрий Николаевич был исключен из членов партии в связи с его арестом.
В о п р о с : За что Вами были арестованы Дудиков, Андрухов, Криштоп и Вишня?
О т в е т : По распоряжению Сумской межрайгруппы НКВД[70] были арестованы вышеуказанные лица. За что они были арестованы, я не помню.
В о п р о с : Вам предъявляется постановление об избрании меры пресечения в отношении Криштопа и Вишни, а также постановление по операции в отношении Андрухова и Дудикова. Скажите, подписи на этих документах принадлежат Вам или кому-либо другому?
О т в е т : Подписи на предъявленных постановлениях принадлежат мне.
В о п р о с : Как был осуществлен арест вышеупомянутых лиц?
О т в е т : На основании постановлений об избрании меры пресечения мною были подписаны ордера на их арест и предложено подчиненным мне сотрудникам приступить к исполнению, т.е. арестовать. Почему на ордерах поставлена печать №1 для пакетов, я не знаю.
В о п р о с : Почему Дудиков, Андрухов, Криштоп и Вишня Вами арестованы без санкции прокурора?
О т в е т : Арест этих лиц мною был произведен по предписанию оперативно-следственной группы и с санкции прокурора.
В о п р о с : Из материалов дела усматривается, что расследование по данному делу произведено Вами с начала и до конца, но в деле отсутствует санкция прокурора на арест этих лиц. Где же санкция прокурора, дающая право арестовывать вышеуказанных лиц?
О т в е т : Они были арестованы с санкции прокурора, но где находится такой документ, я не знаю. Почему не подшиты в дело постановления прокурора с его санкцией на арест, я также не знаю.
В о п р о с : Вам предъявляются для обозрения постановления о предъявлении обвинения Дудикову, Андрухову, Криштопу и Вишне. Почему эти постановления не утверждены начальником межрайгруппы?
О т в е т : […]*** почему не утверждены, я объяснить не могу.
В о п р о с : Из показания Андрухова усматривается, что он осенью 1936 года завербовал в антисоветскую повстанческую организацию учителя Веселянской школы Зеленского Андрея Кузьмича. Почему Вами не допрошен Зеленский по делу?
О т в е т : […] я сейчас объяснить не могу […] его необходимо было допросить.
В о п р о с : В обвинительном заключении, которое составлено Вами, указано, что учитель Зеленский разыскивается. Эта запись соответствует действительности, т.е. действительно ли разыскивался или нет?
О т в е т : На этот вопрос я ответить не могу.
В о п р о с : Запись в обвинительном заключении, что учитель Зеленский разыскивается, правдивая или неправдивая?
О т в е т : Запись […] является правдивой, видимо он тогда разыскивался. Если бы он не разыскивался, то несомненно был бы допрошен.
В о п р о с : Допрошенный Зеленский показал, что Вы его вызывали на допрос в гор. Сумы и проводили очную ставку с Андруховым, однако протокол не составлялся. Почему не был составлен протокол очной ставки?
О т в е т : Сейчас я не помню о вызове мною Зеленского на допрос.
В о п р о с : Как усматривается из материалов проверки по делу, учитель Зеленский до начала Отечественной войны никуда из Краснопольского района не выезжал и не был в длительных командировках. Скажите, для какой цели Вы указали в обвинительном заключении, что учитель Зеленский разыскивался, тем более, что он Вами вызывался для допроса и допрашивался на очной ставке с Андруховым?
О т в е т : Был ли Зеленский в отсутствии в районе тогда именно, когда я вел следствие по делу обвиняемого Андрухова, я затрудняюсь сказать. Действительно, я мог вызывать Зеленского на допрос, но из-за давности прошедшего времени я не могу помнить, оформлялся ли его допрос протоколом или ограничивался лишь опросом.
В о п р о с : Поскольку в обвинительном заключении указано, что Зеленский разыскивается, а по показаниям Андрухова он проходит как участник антисоветской повстанческой организации, почему он не привлекался к уголовной ответственности?
О т в е т : […] потому, что на него не было изобличающих материалов. Также и не было указаний на арест Зеленского.
В о п р о с : Из материалов дела следует, что Дудикова в антисоветскую организацию завербовал троцкист Душка. Почему он был Вами не допрошен по делу и даже не арестовывался?
О т в е т : Очевидно потому, что его не было в районе и место жительства его также не было известно.
В о п р о с : Чем объяснить, что в показаниях арестованных Криштопа и Вишни, а также в обвинительном заключении в отношении их […] отсутствует конкретность?
О т в е т : […] меня ограничивали в сроке окончания указанного дела. Было приказано примерно в течение суток закончить следдело по обвинению Криштопа и Вишни, что я и был вынужден делать.
В о п р о с : Одним из пунктов о вредительской деятельности ветврача Криштопа в обвинительном заключении записано, что в марте 1938 года в колхозе „Жовтень” [с. Нижня Сироватка, тепер Сумського району] с целью вывода из строя ста колхозных лошадей, он сделал вредительскую прививку с увеличением дозы вакцины, в связи с чем 25 % конского поголовья тяжело переболело и истощено. Это соответствует действительности или нет?
О т в е т : На этот вопрос я ответить затрудняюсь.
В о п р о с : Колхоз „Жовтень” выдал Вам справку 20 апреля 1938 года, из которой усматривается, что после вторичной прививки против сибирской язвы 27 лошадей тяжело переболели и в течение первых двух дней сева были непригодны к работе. Скажите, в данном случае имеет место факт контрреволюционного вредительства или нет?
О т в е т : И этот вопрос я объяснить не могу, а записал в обвинительном заключении […] из показаний Криштопа. Было ли в данном случае умышленное вредительство мне тогда и сейчас неизвестно.
В о п р о с : В обвинительном заключении указано, что Криштоп в 1930 году привлекался к ответственности органами ГПУ за контрреволюционную деятельность. Откуда Вам было об этом известно?
О т в е т : Может быть мною при составлении обвинительного заключения в отношении Криштопа была допущена неточность […] в протоколе допроса он показал, что арестовывался органами ГПУ в гор. Вологде в 1930 году.
В о п р о с : Из справки сельсовета села Павловки от 20 апреля 1938 года следует, что учитель Андрухов Петр Прокофьевич происходит из зажиточных середняков, а в обвинительном заключении Вы указали, что он сын кулака. Почему указано неправильно соцпроисхождение Андрухова?
О т в е т : О том, что Андрухов сын кулака, я записал в обвинительном заключении из его показаний.
В о п р о с : Кто в справке-характеристике на Андрухова поставил цифру 12, т. е. что Андрухов или его хозяйство имело двенадцать десятин земли?
О т в е т : Кем написана цифра 12, мне неизвестно.
В о п р о с : Чем объяснить, что проходящие по данному делу руководители так называемой повстанческой организации Душка и Туранский остались на свободе, не арестовывались и не привлекались к ответственности, а завербованные ими лица были арестованы и расстреляны?
О т в е т : Душка не был арестован, так как, по-моему, он в 1938 году на территории Краснопольского района не проживал. Почему не был арестован Туранский, мне неизвестно, т.к. аресты проводила Сумская межрайгруппа НКВД.
В о п р о с : Почему обвиняемым по делу не были предъявлены материалы предварительного следствия?
О т в е т : Тогда в Сумской межрайгруппе НКВД был установлен такой порядок, что материалы предварительного следствия вообще не предъявлялись для ознакомления.
Харків. Тюрма НКВД на Холодній горі.
В о п р о с : Как могло получиться, что дело Дудикова и других обвиняемых Вами окончено 20 апреля 1938 года, а 21 апреля того же года тройкой было принято решение об их расстреле?
О т в е т : По окончании дело по обвинению Дудикова и других лиц, привлеченных в качестве обвиняемых, в тот же день в числе других следственных дел на автомашине доставлялось в гор. Харьков, кем-то из Сумской межрайгруппы НКВД докладывалось на заседании тройки УНКВД. Таким образом, в день доставки дела по обвинению Андрухова и других оно докладывалось на заседании тройки и тогда же выносилось соответствующее решение.
В о п р о с : Андрухов Вами допрошен 18 апреля, Криштоп 19 апреля, Вишня и Дудиков 20 апреля 1938 года. Чем объяснить, что они, будучи допрошены по одному разу, дали признательные показания о своей принадлежности к антисоветской повстанческой организации?
О т в е т : Объяснить […] я сейчас не могу. Однако полагаю, что тогда была для арестованных, содержащихся в Сумской тюрьме, создана невыносимая обстановка, что и влияло на них, чтобы они сразу же при вызове на первичный допрос давали признательные показания. Так, я полагаю, было и с арестованными Андруховым, Криштопом, Вишней и Дудиковым, следственное дело на которых находилось в моем производстве. Эта обстановка заключалась в следующем: Были доставлены из Харькова специальные люди, которые помещались в камеры к арестованным, которых затем склоняли к даче признательных показаний. При этом доставленные лица рассказывали арестованным, что если они не будут сознаваться, то их будут избивать и применять к ним другие более жесткие меры, а кто сознался, того вышлют в отдаленные населенные пункты Советского Союза с предоставлением им работы. Вся эта обстановка воздействовала на малоустойчивых арестованных и при первых допросах они сознавались.
В о п р о с : Скажите, Вы уверены, что Криштоп, Вишня, Андрухов и Дудиков состояли в повстанческой организации?
О т в е т : Я считаю, что в Сумской области никакой повстанческой организации не существовало […]. В отношении Дудикова могу показать, что он был честный коммунист. Хорошо помню о том, что Дудиков работал председателем сельсовета. Со своими обязанностями справлялся. Что касается Криштопа, Андрухова и Вишни, то я их не знаю, а поэтому показать о них я сейчас ничего не могу.
В о п р о с : Чем желаете дополнить свои показания?
О т в е т : Дополнить я могу лишь тем, что будучи начальником Краснопольского РО НКВД, выполнял все указания УНКВД по Харьковской области, а затем начальника Сумской межрайгруппы. Следовательно, все аресты по Краснопольскому району проводились по списку, утвержденному руководством вышеуказанного управления. Должен также сказать, что таковой список составлялся не мною, а сотрудниками УНКВД, который затем высылался мне для производства арестов. Криштоп, Дудиков и другие также мною арестовывались согласно ранее составленного списка в УНКВД. Упрощенчество в проведении следствия как я, так и другие тогда работавшие в органах НКВД допускали по указанию руководства УНКВД.
ДАСО, ф.Р-7641, оп. 1, спр. 635, арк. 214-234. Оригінал. Рукопис.
* Опущено відомості про допитувачів і допитуваного.
** Так у документі, правильно – райотделение (рос.).
*** Тут і далі (у відповідях) опущено фрази, які повторюють текст запитань.
—
68. О.О. Сопільняк, 1903 р.н., уродженець Полтавської області. З 1937 р. по 1941 р. та з листопада 1945 р. по грудень 1949 р. – начальник Краснопільського райвідділення НКВС (НКДБ, МДБ). На час допиту, як свідка, інспектор відділу кадрів і спецроботи Сумської меблевої фабрики.
За поданням Головного військпрокурора УРСР від 8 лютого 1957 р. військколегія Верховного Суду УРСР 23 квітня 1957 р. відзначила, що „со времени совершения Сопильняком преступления прошло свыше 18 лет”, і прийняла рішення про передачу матеріалів щодо фальсифікації ним слідчих справ до партійних органів. (Сопільняк особисто ініціював арешт 17 педагогічних працівників, причому на 11 осіб [5 директорів шкіл і 6 вчителів] очолюване ним райвідділення НКВС не мало будь-яких компрометуючих матеріалів. До всіх заарештованих трійкою при Харківському облуправлінні НКВС була застосована ВМП. [ДАСО, ф.П-1, оп. 1, спр. 324, арк. 237] ).
7 червня 1957 р. бюро Сумського обкому КПУ прийняло постанову: „Беручи до уваги активну участь О.О. Сопільняка у Вітчизняній війні, визнання ним своєї провини, залишити його членом КПРС, а за порушення соціалістичної законності… оголосити сувору догану із занесенням до облікової картки”. (Там само, ф.П-4, оп. 1, спр. 1784, арк. 79, 80). Рішенням парткомісії при ЦК КПУ від 24 грудня 1958 р. Сопільняк… виключений з рядів КПРС. Це рішення затверджене 23 січня 1959 р. ЦК КПРС. (Там само, ф.Р-7641, оп. 4, спр. 449, арк. 297). – Док. № 66.
69. Біогр. довідки про П.П. Андрухова і згаданого в документі Д.М. Дудікова див. у розділі „Краснопільський район”. Останній Сумським обкомом КПУ 7 червня 1957 р. реабілітований у партійному відношенні.
Відомості про інших згаданих у документі осіб:
Ф.Ф. Вишня, 1883 р.н., народився і проживав у с. Верхня Сироватка Сумського району, українець, освіта початкова, ветфельдшер ветеринарного пункту; Ю.Й. Криштоп, 1901 р.н., уродженець с. Вільшана Недригайлівського району, проживав у с. Верхня Сироватка, українець, освіта вища, дільничний ветеринарний лікар. Обидва заарештовані 19 квітня 1938 р., звинувачені в участі в українській військово-націоналістичній повстанській організації. За рішенням трійки при управлінні НКВС по Харківській області від 21 квітня розстріляні в Харкові 7 червня того ж року. Реабілітовані в 1956 р.;
А.К. Зеленський, 1898 р.н., уродженець колишнього х. Разнівка (тепер с. Хмелівка) Краснопільського району, у 1938 р. проживав у с. Веселе цього ж району, працював завідувачем школи; А.І. Душка, 1902 р.н., уродженець м. Білопілля, проживав і працював учителем початкової школи в с. Залізняк Сумського району, потім (1938 р.) – секретар профкому конярського радгоспу в с. Великий Бобрик Краснопільського району; М.З. Туранський, 1891 р.н., уродженець с. Білка Тростянецького району, освіта вища, проживав у Лебедині, потім (1937-1938 рр.) – у Краснопіллі, працював старшим ветлікарем району й одночасно – завідувачем районної ветеринарної лікарні. – Док. № 66.
70. Міжрайонні оперативно-слідчі групи створені при обласних управліннях НКВС на початку 1938 р. для проведення операції з ліквідації контрреволюційних організацій і груп та проведення слідства. Ці групи мали широкі повноваження, в оперативній роботі їм підпорядковувалися районні відділення НКВС. На південно-східній території Сумщини в її теперішніх межах функціонували Сумська та Охтирська міжрайоперслідгрупи Харківського облуправління НКВС. У зону діяльності Сумської групи входило 8 районів, у тому числі Краснопільський. – Док. № 66.
—
АНДРУХОВ Петро Прокопович, 1902 р.н., с. Павлівка Білопільського району, проживав у с. Хмелівка, українець, освіта середня, завідувач початкової школи. Арешт 17.04.1938. Особливою трійкою при управлінні НКВС по Харківській області 21.04.1938 за участь в українській військово-націоналістичній повстанській організації застосована ВМП. Розстріляний 7.06.1938 у м. Харків. Реабілітований 21.09.1956 військовим трибуналом Київського ВО. (ДАСО, ф.Р-7641, оп. 1, спр. 635*).
ДУДІКОВ Дмитро Миколайович, 1903 р.н., м. Воронеж (Росія), проживав у с. Великий Бобрик, росіянин, освіта початкова, член ВКП(б), слюсар Грязнянського цукрового заводу. Арешт 19.04.1938. Особливою трійкою при управлінні НКВС по Харківській області 21.04.1938 за участь в українській військово-націоналістичній повстанській організації застосована ВМП. Розстріляний 7.06.1938 у м. Харків. Реабілітований 21.09.1956 військовим трибуналом Київського ВО. (ДАСО, ф.Р-7641, оп. 1, спр. 635*).
Джерело:
Реабілітовані історією : у двадцяти семи томах : Сумська область : у трьох книгах : книга друга / Упорядники : О. Г. Бажан, О. М. Рубанов, І. Г. Федоренко; біографічні довідки : О. І. Гончаров, С. М. Лозова, О. М. Рубанов, Г. П. Самойлікова, І. Г. Федоренко. – Суми : видавничо-виробниче підприємство «Мрія-1», 2013. – 756 с.
(с. 98 – 101, 130, 131, 143, 144, 157)